Заметно подешевел ремонт турбин дизельных двигателей в Кемерово, автовладельцы радуются.

Резолюция а.751 (18)
промежуточные стандарты маневренных качеств судов

принята 4 ноября 1993 года

АССАМБЛЕЯ,

ССЫЛАЯСЬ на статью 15 (j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, предотвращения и контроля загрязнения моря с судов,

ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на MSC/Circ.389, которым Комитет по безопасности на море одобрил Промежуточное руководство по оценке маневренных качеств судов при их проектировании и которым правительства-члены приглашались применять это руководство на опытной основе с целью его оценки в свете практического опыта и его возможного дальнейшего развития,

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на Резолюции A.160(ES.IV), A.209(VII) и А.601915), относительно информации о маневренных качествах судов,

ПРИЗНАВАЯ, что маневренные качества судов являются важным фактором безопасности плавания,

БУДУЧИ УВЕРЕННОЙ в том, что разработка и внедрение стандартов маневренных качеств судов, в особенности крупных судов и судов, перевозящих опасные грузы навалом и наливом, повысят безопасность на море и защиту морской среды,

РАССМОТРЕВ рекомендации, выработанные Комитетом по безопасности на море, на его 62 сессии,

1. ПРИНИМАЕТ Промежуточные стандарты маневренных качеств судов, изложенных в Приложении к настоящей резолюции;

2. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам способствовать тому, чтобы те, кто ответственен за проектирование, постройку, ремонт и эксплуатации судов, применяли эти стандарты;

3. ПРЕДЛАГАЕТ правительствам собирать сведения о применении стандартов и докладывать их Организации;

4. ПРОСИТ Комитет по безопасности на море пересматривать эти стандарты на основе собранной информации и данных;

5. УПОЛНОМАЧИВАЕТ Комитет по безопасности на море, при необходимости, вносить поправки в стандарты.

Приложение

Промежуточные стандарты маневренных качеств судов

1 Принципы

1.1 Стандарты следует использовать с целью улучшения маневренных качеств судов и с целью предотвращения постройки судов, которые не удовлетворяют данным критериям.

1.2 Содержащиеся в настоящем документе стандарты основаны на понимании того, что маневренные качества судов могут оцениваться по характеристикам маневренности, полученных при обычных испытаниях. Для подтверждения выполнения настоящих стандартов можно использовать два ниже перечисленных метода:

.1 испытания масштабной модели и/или компьютерные расчеты, использующие математическое моделирование для прогноза удовлетворения стандартам еще на стадии проектирования. В этом случае, должны быть проведены натурные испытания для оценки полученных результатов. Судно, затем, рассматривается как удовлетворяющее данным стандартам безотносительно к результатам натурных испытаний, за исключением тех случаев, когда Администрация посчитает, что методы прогнозирования были не корректны и/или когда маневренные качества судна значительно расходятся с данными стандартами;

.2 удовлетворение настоящим стандартам может быть продемонстрировано результатами натурных испытаний, выполненных в соответствии со стандартами. Если обнаружится, что маневренные качества судна существенно расходятся с промежуточными стандартами, Администрация может потребовать выполнения действий по исправлению положения.

1.3 Представленные здесь стандарты рассматриваются как промежуточные и действующие в течение 5 лет, считая с даты одобрения их Ассамблеей. Стандарты, а также методы оценки их выполнения должны быть пересмотрены в свете новой информации и по результатам применения настоящих стандартов, и в результате новых исследований и разработок.

2 Применение

2.1 Стандарты должны применяться к судам, оборудованным любыми типами рулевых устройств и пропульсивных установок, длиной 100 м и более, а также к танкерам-химовозам и газовозам независимо от их длины, которые построены на 1 июля 1994 года и после этой даты.

2.2 В тех случаях, когда упомянутые в пункте 2.1 суда подвергаются ремонту, изменениям или модификации, что по мнению Администрации может повлиять на их маневренные характеристики, следует удостоверять соответствие этих судов данным стандартам.

2.3 В тех случаях, когда другие суда, в первоначальном состоянии не подпадающие под действие настоящих стандартов, подвергаются ремонту, изменениям или модификации, которые осуществляются в таких масштабах, что по окончании этих работ, по мнению Администрации, суда могут рассматриваться как новые, то эти суда должны удовлетворять настоящим стандартам. Или же, если по мнению Администрации, результаты ремонта, перестройки или модификации судна могут повлиять на его маневренные характеристики, следует доказать, что эти характеристики не приведут к ухудшению маневренности судна.

2.4 Данные стандарты не распространяются на быстроходные плавсредства, определенные в соответствующем Кодексе.

3 Определения

3.1 Геометрия судна

.1 Длина (L) есть длина, измеренная между кормовым и носовым перпендикулярами;

.2 Средняя точка есть точка на диаметральной плоскости судна посередине между кормовым и носовым перпендикулярами;

.3 Осадка (Та) есть осадка по кормовому перпендикуляру;

.4 Осадка (Тf) есть осадка по носовому перпендикуляру;

.5 Средняя осадка (Тm) определяется как (Тm) = (Та + Тf) / 2.

3.2 Стандартные маневры и относящаяся к ним терминология

Стандартные маневры и относящиеся к ним терминология определяются нижеследующим образом:

. 1 скорость судна на испытаниях (V), используемая в стандартах, есть скорость, равная по меньшей мере 90% скорости судна при 85% максимальной мощности, развиваемой СЭУ;

.2 маневр циркуляции есть маневр, выполняемый как вправо, так и влево при углах кладки руля на 35° или при максимальном угле кладки руля, допустимом при скорости судна на испытаниях и при нулевой скорости рыскания;

.3 выдвиг есть дистанция, проходимая средней точкой судна в направлении первоначального курса от позиции, в которой был отдан приказ на руль, до позиции, когда курс изменится на 90° от своего первоначального значения;

.4 тактический диаметр есть расстояние, проходимое средней точкой судна от позиции, в которой был отдан приказ на руль, до позиции, когда курс изменится на 180° от своего первоначального направления. Тактический диаметр измеряется в направлении, перпендикулярном первоначальному курсу;

.5 испытание на зигзаг является маневром, при котором заданная величина кладки руля применяется поочередно на каждый борт при достижении заданной величины отклонения курса от его первоначального значения;

.6 испытание на зигзаг 10°/10° выполняется посредством кладки руля на 10° поочередно на каждый борт при достижении отклонения направления движения на 10° от первоначального направления, в соответствии со следующими процедурами:

.1 по достижении устойчивой нулевой скорости рыскания руль перекладывается на 10° вправо/влево (первое действие);

.2 когда направление движения изменится на 10° от первоначального, руль перекладывается на 10° влево/вправо (второе действие);

.3 после того как руль будет положен влево/вправо, судно будет продолжать поворачиваться в первоначальном направлении с уменьшающейся скоростью поворота. Реагируя на кладку руля судно должно поворачиваться влево/вправо. Когда судно достигнет отклонения на 10° влево/вправо от первоначального курса, руль снова перекладывается на 10° вправо/влево (третье действие);

.7 первый угол зарыскивания — это дополнительное отклонение, испытываемое судном при выполнении зигзага после второго действия;

.8 второй угол зарыскивания - это дополнительное отклонение, испытываемое судном при выполнении зигзага после третьего действия;

.9 испытания на зигзаг 20°/20° выполняются согласно процедуре, описанной в пункте .6, посредством кладки руля на 20° и при изменениях курса на 20°, соответственно, вместо 10° угла кладки руля и 10° в изменении курса;

.10 при испытаниях на торможение с помощью полного заднего хода определяется тормозной путь, проходимый судном с момента отдачи команды на полный задний ход до остановки судна относительно воды;

.11 тормозной путь - это расстояние вдоль пути, описываемого средней точкой судна, измеряемое от позиции, в которой была команда на полный задний ход, и до позиции, в которой судно останавливается относительно воды.

4 Стандарты

4.1 Стандартные маневры должны выполняться без использования каких-либо маневренных устройств, которые не используются постоянно в обычном рейсе.

4.2 Условия применения стандартов

Для того чтобы оценить качества судна, испытания на маневренность должны производиться на оба левый и правый борта при следующих оговариваемых условиях:

.1 глубокая, нестесненная акватория;

.2 штилевая погода;

.3 полная загрузка судна на ровный киль;

.4 постоянная, в пределах оговоренной выше, скорость.

4.3 Критерии

Маневренные качества судна считаются удовлетворительными, если они соответствуют следующим критериям:

.1 поворотливость

при выполнении маневра на циркуляцию выдвиг не должен превышать 4,5 длин судна (L), а тактический диаметр - не превышать 5 длин судна;

.2 начальная поворотливость

при угле кладки руля на 10° влево/вправо судно не должно проходить более 2,5 длин судна за время, в течение которого оно отклонится на 10° от своего первоначального направления движения;

.3 рыскливость и устойчивость на курсе

.1 величина первого угла зарыскивания при испытаниях на зигзаг 10° /10° не должна превышать:

— 10°, если отношение L/V менее 10 секунд;

— 20°, если отношение L/V составляет 30 с или более;

— (5+1/2 (L/V)) градусов, если отношение L/V - 10 с или более, но меньше 30 с,

здесь величины L и V выражены соответственно в метрах и в метрах/секунду.

.2 величина второго угла зарыскивания при зигзаге 10°/10° не должна превыштать величин критериев для первого зарыскивания больше чем на 15°;

.3 величина первого угла зарыскивания при зигзаге 20°/20° не должна превышать 25°;

.4 тормозные характеристики

тормозной путь при выполнении испытаний на торможение с помощью полного хода назад не должен превышать 15 длин судна. Однако, эта величина может быть изменена Администрацией в отношении судов большого водоизмещения, для которых этот критерий может, практически, быть невыполнимым.

5 Дополнительные соображения

5.1 В тех случаях, когда стандартные испытания выполняются при условиях, отличающихся от указанных в пункте 4.2.3, необходимы коррективы в соответствии с указаниями, содержащимися в пояснительной записке к стандартам маневренности судов, разработанной Организацией.

5.2 Если стандартные испытания выявляют динамическую нестабильность, могут быть выполнены альтернативные испытания для определения степени нестабильности. Руководство по альтернативным испытаниям, таким как спиральный маневр или маневр выхода из циркуляции, включены в пояснительную записку к стандартам маневренности судов, разработанную Организацией.