Резолюция А.881(21)

 

САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ФЛАГА

Принята 25 ноября 1999 года

(Пункт 5 повестки дня)
 

Ассамблея,

Ссылаясь на статью 15 j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним,

Ссылаясь также на то, что одной из целей Организации является обеспечение последовательного
и эффективного осуществления документов ИМО в глобальном масштабе и соответствия их требованиям,

Ссылаясь далее на то, что в число задач Организации входит оценка текущего уровня осуществления и выявление тех областей, в которых государства флага испытывают трудности при осуществлении в полном объеме документов ИМО, участниками которых они являются, обращая особое внимание на трудности, с которыми сталкиваются правительства,

ссылаясь также на то, что путем принятия резолюций А.777(18) и А.900(21) она вновь подтвердила содержание резолюции А.500(XII) и, таким образом, придала самый высокий приоритет вопросу ускорения осуществления международных документов, относящихся к повышению безопасности на море и предотвращению загрязнения,

Признавая, что правительства должны выполнять обязательства и обязанности, изложенные в международных правилах, процедурах и практике, которые содержатся в принимаемых ими документах ИМО и других документах, имеющих обязательную силу, а также принимать все меры, которые могут оказаться необходимыми для обеспечения их соблюдения,

Признавая также, что стороны международных конвенций, таких как Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (Конвенция ЮНКЛОС); Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (Конвенция СОЛАС 1974 года); Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней, с поправками (МАРПОЛ 73/78); Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками (МППСС 1972 года); Международная конвенция о грузовой марке 1966 года (Конвенция ГМ 1966 года) и Международная конвенция по обмеру судов 1969 года (Конвенция по обмеру судов 1969 года), приняли, в рамках процесса ратификации, обязательство согласно применимому международному праву в полном объеме выполнять свои обязанности и обязательства, как предписано конвенциями и документами, участниками которых они являются,

Вновь подтверждая свое стремление к тому, чтобы суда постоянно отвечали стандартам безопасности на море и предотвращения загрязнения, содержащимся в соответствующих международных документах,

Вновь подтверждая также, что государства флага несут основную ответственность за установление надлежащей и эффективной системы, позволяющей осуществлять контроль судов, имеющих право плавать под их флагом, и обеспечивать, чтобы эти суда отвечали соответствующим международным нормам и правилам,

Приняв резолюцию А.847(20) о Руководстве по оказанию помощи государствам флага в осуществлении документов ИМО, резолюцию А.739(18) о Руководстве по предоставлению полномочий организациям, действующим от имени Администрации и резолюцию А.789(19) о Спецификациях функций признанных организаций, действующих от имени Администрации, по освидетельствованию и выдаче свидетельств,

Отмечая, что, в то время как государства могут получить некоторые преимущества, становясь участниками документов, целью которых является повышение безопасности на море и предотвращение загрязнения с судов, эти желаемые преимущества могут быть в полном объеме получены только в случае, когда все участники будут выполнять свои обязательства согласно требованиям соответствующих документов,

Отмечая далее, что в конечном итоге эффективность любого документа достигается, среди прочего, когда все государства:

Сознавая трудности, с которыми могут сталкиваться некоторые правительства при полном осуществлении всех положений различных документов ИМО, участниками которых они являются,

Признавая, что такие трудности необходимо свести к минимуму и по этой причине Организация учредила и поддерживает Объединенную программу технического сотрудничества,

Приветствуя решение Комитета по безопасности на море, принятое на его семидесятой сессии, о разработке четких критериев, на основании которых можно оценивать уровень осуществления документов государствами флага,

Понимая, что процесс разработки, одобрения и принятия таких внутренних и внешних критериев, которые будут использоваться для самооценки способности, возможностей и деятельности государств по выполнению обязательств и обязанностей, которые они принимают на себя, становясь участниками различных документов, еще не завершен,

Желая и далее оказывать правительствам помощь в повышении их возможностей и улучшении их деятельности в качестве государств флага, а также полном осуществлении документов, участниками которых они являются,

Рассмотрев рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности на море на его семьдесят первой сессии и Комитетом по защите морской среды на его сорок третьей сессии,

2. Настоятельно призывает правительства, в ходе проводимой ими работы по улучшению охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды, выполнять, с регулярными интервалами по их собственному усмотрению, самооценку их возможностей и деятельности по полному осуществлению различных документов, участниками которых они являются;

3. Настоятельно призывает также правительства использовать Руководство совместно с резолюцией А.847(20) и принимать во внимание соответствующие положения различных документов ИМО, участниками которых они являются, при оценке их деятельности в качестве государства флага в контексте этих документов;

4. Рекомендует правительствам, при обращении с просьбой о предоставлении Организацией или через ее посредничество технической помощи, представлять Генеральному секретарю результаты своих самых последних самооценок, с тем чтобы дать возможность и помочь Генеральному секретарю выявить и определить в качественном и количественном отношении, по консультации с заинтересованным государством, потребности и приоритеты данного государства. Для этой цели представление таких результатов не является необходимым условием для обращения с просьбой о предоставлении технической помощи или для ее получения. В этом отношении содержащиеся в таких представлениях сведения должны рассматриваться как исключительно конфиденциальные по своему характеру и название правительства, направившего это представление, будет опубликовано только с явно выраженного согласия соответствующего правительства;

5. Предлагает правительствам представлять на добровольной основе в Организацию экземпляр своего отчета по самооценке, с тем чтобы сделать возможным создание базы данных, которая поможет Организации в ее усилиях по достижению последовательного и эффективного осуществления документов ИМО;

Приложение

Руководство по оказанию помощи государствам флага

при самооценке своей деятельности

Общие обязательства государств флага

1 Государства флага несут ответственность за установление и поддержание мер по эффективному применению и обеспечению выполнения документов ИМО, участниками которых они являются. С точки зрения осуществления документов государством флага наиболее важными документами ИМО являются:

.1 Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС 1974 года) с поправками;

.2 Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78), с поправками;

                     .   3 Международная конвенция о грузовой марке 1966 года ( Конвенция    

                         ГМ 1966 года);

 

.4 Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (Конвенция ПДНВ 1978 года) с поправками;

.5 Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года (МППСС 1972 года) с поправками;

.6 Международная конвенция по обмеру судов 1969 года (Конвенция по обмеру судов 1969 года).
   

Необходимо также принимать во внимание Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву (Конвенция ЮНКЛОС).

2 Приняв какой-либо документ, правительство обязано в силу положений этого документа издавать законы, относящиеся к осуществлению его положений через соответствующее национальное законодательство (см., например, статью 1 b) Конвенции СОЛАС 1974 года). Обязательство осуществлять положения соответствующего документа (как указано, например, в статье 1 a) Конвенции СОЛАС 1974 года) означает, что правительство должно располагать действующим законодательным органом, который может принимать законы, применимые к судам, плавающим под его флагом, и обеспечивать их последующее осуществление и выполнение.

Внутренние критерии для оценки деятельности государства флага

3 Внутренними критериями являются такие критерии, которые непосредственно относятся к деятельности государства флага в качестве Администрации и предназначены для того, чтобы дать четкое представление об эффективности, с которой Администрация государства флага выполняет свои обязательства согласно документам. Руководящие принципы в отношении обязанностей государства флага содержатся в резолюции Ассамблеи А.847(20) о Руководстве по оказанию помощи государствам флага в осуществлении документов ИМО. В статье 94 Конвенции ЮНКЛОС также изложены обязанности государств-участников (Статья 1.2 1)). Статья 217 Конвенции ЮНКЛОС также имеет значение для детализации обязательств государств флага по обеспечению выполнения. На основании международных документов на государство флага возложены обязанности, относящиеся, в частности, к установлению правовых требований по осуществлению на национальном уровне документов, участником которых оно является; к обеспечению выполнения этих требований; к предоставлению полномочий организациям, действующим от его имени, и к расследованию аварий. Все это более подробно рассматривается ниже.

Правовые рамки

4 Государство флага должно:

.1 принимать меры по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения в отношении судов, имеющих право плавать под его флагом, в том, что касается:

.1 постройки и оборудования судов и управления ими;
.2 принципов и правил в отношении пределов загрузки судов;
.3 предотвращения и сокращения загрязнения морской среды, а также борьбы с ним и сведения к минимуму последствий аварийных разливов загрязнителей;
.4 укомплектования судов экипажами и их подготовки; и
.5 безопасности мореплавания (включая участие в обязательных системах судовых сообщений и системах установления путей движения), ведения радиосвязи и предупреждения столкновений;


 

.2 издавать законы, которые позволяют ему эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом, и в частности в том, что касается проверок судов, законов относительно безопасности и предотвращения загрязнения, применимых к таким судам, а также выработки соответствующих правил; и

.3 издавать законы, обеспечивающие правовую основу для создания и ведения реестра судов, плавающих под его флагом.
 
 

Обеспечение выполнения

5 Государство флага должно:

.1 предусмотреть меры по обеспечению выполнения своих национальных законов, включая относящиеся к ним процедуры расследования и наказания;

.2 принимать надлежащие меры в отношении судов, плавающих под его флагом, которые не отвечают применимым требованиям;

.3 обеспечить наличие достаточного количества персонала, имеющего специальные знания в морских и технических вопросах, для выполнения этим государством своих обязанностей в качестве государства флага, включая:

.1 разработку и обеспечение выполнения необходимых национальных законов;

.2 установление и поддержание уровней минимального безопасного состава экипажей судов, плавающих под его флагом, и обеспечение эффективной системы дипломирования моряков;

.3 проверку судов, плавающих под его флагом, с целью убедиться, что они отвечают требованиям международных документов, участником которых является государство флага;

.4 представление докладов об авариях и инцидентах, требуемых соответствующими документами; и

.5 расследование обстоятельств, приведших к задержаниям судов, плавающих под его флагом.
 
 

Ответственность признанных организаций, действующих от имени Администрации

6 В случае, когда государство флага уполномочивает посторонние организации действовать от его имени, т. е. признанные организации, любое предоставление полномочий этим признанным организациям должно быть четко задокументировано и должно, как минимум, соответствовать Руководству по предоставлению полномочий организациям, действующим от имени Администрации (резолюция А.739(18)) и Спецификациям функций признанных организаций, действующих от имени Администрации, по освидетельствованию и выдаче свидетельств (резолюция А.789(19)). Требования правила 6 с) главы I Конвенции СОЛАС 1974 года и аналогичные требования МАРПОЛ 73/78 должны быть включены в каждое предоставление полномочий. Государство флага должно также взять на себя полную ответственность за все свидетельства по безопасности и предотвращению загрязнения, выданные им или от его имени на основании соответствующих документов.

Расследование аварий и инцидентов

7 Государство флага должно проводить быстрые и тщательные расследования аварий и инцидентов и представлять в ИМО соответствующие доклады.

Внешние критерии для оценки деятельности государства флага

8 К внешним критериям относится информация, в частности данные контроля государства порта и данные об авариях, которые могут также приниматься в качестве показателей, характеризующих деятельность государства флага по выполнению своих обязательств. Ниже перечисляются показатели, характеризующие деятельность государства флага по выполнению своих обязательств, однако они не имеют прямого отношения к организации Администрации государства флага. Критерии, перечисленные в 8.1–8.5, при использовании в качестве показателей должны рассматриваться в пропорции к общему количеству судов, плавающих под флагом данного государства, с учетом международных документов, участником которых оно является.

.1 Количество несчастных случаев, аварий и инцидентов, о которых надлежит сообщать в ИМО для целей международной базы данных об авариях.

.2 Количество несчастных случаев, в результате которых люди получили телесные повреждения, повлекшие невозможность выполнения ими своих обязанностей в течение трех или более дней, происшедших на судне, плавающем под флагом соответствующего государства.

.3 Количество людей, погибших на судах под флагом соответствующего государства в результате эксплуатации этих судов.

.4 Количество погибших судов.

.5 Количество инцидентов, связанных с потерей загрязнителей в море, о которых требуется направлять сообщения на основании МАРПОЛ 73/78, включая оценку серьезности инцидентов.

.6 Количество судов, задержанных другими государствами на основании процедур контроля государства порта.

.7 Представление в ИМО информации, требуемой обязательными документами.
 
 

Форма самооценки

9 Форма самооценки, основанная на описанных выше внутренних и внешних критериях, прилагается. Главной целью формы является оказание помощи государствам флага в оценке их деятельности на основании этих критериев. Вопросы, относящиеся к Конвенции ПДНВ, не включены, поскольку этот документ имеет свои собственные процедуры оценки.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавление

Форма самооценки деятельности государства флага

Все вопросы относятся к торговым судам, плавающим под флагом

соответствующего государства


 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Название государства/ассоциированного члена

Перечислите Администрации, которые Вы представляете в ИМО (для каждой из них заполняется отдельная форма. Укажите все государства флага, включая те, которые не являются государствами-членами ИМО, но являются участниками документов ИМО).

2. Имя лица, ответственного за заполнение данной формы, с которым устанавливается связь

Название Администрации

Адрес

Номер телефона

Номер факса

Адрес электронной почты (E-mail)

 

3. Укажите, участником каких следующих международных документов является Ваше государство и какие (факультативные) Приложения к МАРПОЛ 73/78 были ратифицированы.

 

                          Конвенция СОЛАС 1974 года

Протокол 1978 года к Конвенции СОЛАС

Протокол 1988 года к Конвенции СОЛАС

МАРПОЛ 73/78

Приложение III

Приложение IV

Приложение V

Приложение VI

Конвенция ГМ 1966 года

Протокол 1988 года к Конвенции ГМ

Конвенция по обмеру судов 1969 года

МППСС 1972 года

Конвенция ЮНКЛОС

Дает

Дает

Дает

Дает

Дает

Дает

Дает

Дает

Дает

Дает

Дает

Дает

Дает

4.1 Сколько торговых судов валовой вместимостью 100 и более, подпадающих под действие соответствующих документов, указанных Вами в вопросе 3, плавает в настоящее время под флагом Вашего государства?

4.2 Какова общая валовая вместимость торговых судов, плавающих под флагом Вашего государства?

Торговые суда:

ВНУТРЕННИЕ КРИТЕРИИ

Правовые рамки

5. Имеет ли Ваша Администрация действующие законы, необходимые для осуществления международных документов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения, в отношении:

.1 постройки и оборудования судов и управления ими;

.2 предотвращения и сокращения загрязнения морской среды, а также  борьбы с ним;

.3 безопасной загрузки судов;

.4 укомплектования судов экипажами;

.5 безопасности мореплавания (включая участие в обязательных системах судовых сообщений и системах установления путей движения), ведения радиосвязи и предупреждения столкновений?


 


Дает

Дает
 
 

Дает

Дает

Дает

6. Имеет ли Ваша Администрация действующие законы, необходимые для установления достаточно суровых наказаний с целью предупреждения нарушений международных документов, участником которых является Ваше государство?

Дает

7. Имеет ли Ваша Администрация действующие законы, необходимые для проведения проверок судов с целью убедиться, что они отвечают требованиям международных стандартов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения, участником которых является Ваше государство?

Дает


 
 

Правовые рамки (продолжение)

8. Имеет ли Ваша Администрация действующие законы, необходимые для предъявления исков к судам, которые были выявлены как не отвечающие требованиям международных документов, участником которых является Ваше государство?

Дает

9. Имеет ли Ваша Администрация действующие законы, необходимые для проведения требуемых расследований аварий?

Дает

Обеспечение выполнения

10. Имеет ли Ваша Администрация инфраструктуру, включая персонал, обладающий соответствующими техническими знаниями и опытом, для:

.1 выявления судов, плавающих под флагом Вашего государства, которые не отвечают международным требованиям в области безопасности на море и предотвращения загрязнения?

.2 принятия мер в отношении судов, плавающих под флагом Вашего государства, которые были выявлены как не отвечающие международным требованиям в области безопасности на море и предотвращения загрязнения?

– Если "да", то в отношении какого количества судов были приняты меры в течение пяти предшествующих лет*?

 
 
 

Дает
 
 
 
 

Дает
 
 
 
 
 
 

....

11. Расследовала ли Ваша Администрация случаи задержания государством порта судов, плавающих под флагом Вашего государства, в течение каждого года из пяти предшествующих лет*? (см. также вопрос 28)

– Если "да", то укажите, сколько случаев таких задержаний было расследовано.

Дает
 
 
 
 

....

Признанные организации, действующие от имени Администрации

12. Какие организации признаны Вашей Администрацией для целей предоставления полномочий на основании соответствующих документов, которые Вы указали в вопросе 3?

 

13. Когда Ваша Администрация предоставляет полномочия признанным организациям, следует ли она во всех случаях положениям резолюций А.739(18) и А.789(19) в качестве минимальных требований, а также требованиям правила XI/1 Конвенции СОЛАС 1974 года и аналогичным требованиям, содержащимся в МАРПОЛ 73/78?

Дает

14. Предоставила ли Ваша Администрация в ИМО копию официального договора или эквивалентных юридических соглашений с признанными организациями, перечисленными в вопросе 12?

Дает

15. Укажите, какие функции по освидетельствованию и/или выдаче свидетельств Ваша Администрация поручила признанным организациям, упомянутым в 
вопросе 12.

 

 

___________

* или с даты, в которую Ваше правительство стало участником соответствующего документа, если это произошло позднее.
 
 

Признанные организации, действующие от имени Администрации (продолжение)

16. Укажите, какие функции по освидетельствованию и/или выдаче свидетельств выполняются Вашей Администрацией в отношении документов, которые Вы перечислили в вопросе 3.

 

17. Выполняет ли Ваша Администрация функции по проверке и контролю, указанные в резолюции А.739(18)?

Дает

18. Каким образом выполняет Ваша Администрация функции по проверке и контролю, указанные в резолюции А.739(18)?

 

19. Как часто Ваша Администрация проверяет и контролирует работу признанных организаций, действующих от ее имени?

Каждые …. месяца(ев)

20. Каким образом Ваша Администрация принимает на себя особую ответственность в отношении международных свидетельств, выданных от ее имени зависимыми территориями/вторыми регистрами?

 

Расследование аварий и инцидентов

21. Имеет ли Ваша Администрация средства (финансовые и административные), обеспечивающие проведение быстрых и тщательных расследований всех случаев серьезных и очень серьезных аварий и инцидентов, как они определены в 
пунктах 4.2 и 4.3 приложения к резолюции А.849(20)?

Дает

22. В течение каждого года из пяти предшествующих лет* в отношении судов, плавающих под флагом Вашего государства:

.1 сколько серьезных и очень серьезных аварий и инцидентов было расследовано?

.2 о каком количестве таких аварий и инцидентов было сообщено в ИМО?

 

23. Может ли Ваша Администрация по запросу представить в ИМО доказательство того, что аварии и инциденты с судами, плавающими под флагом Вашего государства, были расследованы?

Дает

24. Представляла ли Ваша Администрация в ИМО обязательный ежегодный доклад, требуемый статьей 11.1 f) МАРПОЛ 73/78 за каждый год из пяти предшествующих лет*?

Дает

25. Сколько сообщений о предполагаемых нарушениях, согласно статье 4 МАРПОЛ 73/78, было сделано в отношении судов, плавающих под флагом Вашего государства в течение каждого года из пяти предшествующих лет*?

.1 Сколько расследований или судебных преследований провела Ваша Администрация в соответствии со статьями 4 и 6 Конвенции МАРПОЛ за пять предшествующих лет*?

.2 В каком количестве случаев Ваша Администрация информировала государство, направившее сообщение, или ИМО о принятых мерах в течение каждого года из пяти предшествующих лет*?

 

 

___________

* или с даты, в которую Ваше правительство стало участником соответствующего документа, если это произошло позднее.
 
 

ВНЕШНИЕ КРИТЕРИИ

 

26. В течение каждого года из пяти предшествующих лет* сколько судов, плавающих под флагом Вашего государства:

.1 были вовлечены в серьезную или очень серьезную аварию?
 
 

.2 погибли или были конструктивно разрушены?

.3 причинили серьезное загрязнение?

.4

какое количество аварий это составляет на 1000 судов?

.5 какова общая вместимость судов, вовлеченных в аварии, в процентах ко всему флоту?

 

27. В течение каждого года из пяти предшествующих лет* сколько людей погибло:

.1 при авариях, в которые были вовлечены суда, плавающие под флагом Вашего государства?

.2 вследствие производственных несчастных случаев на судах (т. е. иных чем при авариях судов), плавающих под флагом Вашего государства?

NB – Включаются: падения, посадка или высадка с судна, несчастные случаи на палубе и в машинных помещениях; смертельные случаи в закрытых помещениях; не включаются: несчастные случаи на берегу, убийства, самоубийства и смерть в результате заболевания или естественных причин.

 

28. .1 В течение каждого года из пяти предшествующих лет* сколько судов, плавающих под флагом Вашего государства, было задержано государствами порта в рамках конвенций СОЛАС 1974 года, МАРПОЛ 73/78, ГМ 1966 года или МППСС 1972 года?

.2 Какое количество задержаний это составляет на 1000 судов? (см. также вопрос 11).

 


 

___________

* или с даты, в которую Ваше правительство стало участником соответствующего документа, если это произошло позднее.
 
 

Серьезное загрязнение есть загрязнение, которое, по оценке затронутого прибрежного государства (государств) или государства флага, в зависимости от случая, оказало значительное вредное воздействие на окружающую среду или могло бы оказать такое воздействие, если бы не были приняты предупредительные меры.