Резолюция A.578(14)

Руководство для служб движения судов

 Принята 20 ноября 1985 года

Повестка дня, пункт 20b

АССАМБЛЕЯ,

ССЫЛАЯСЬ на статью 15j Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с таким загрязнением,

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию А.158(ES.IV),озаглавленную "Рекомендация по портовым консультативным услугам" и резолюцию

А.531(13), озаглавленную "Общие принципы систем судовых сообщений",

УЧИТЫВАЯ, что правительства-члены несут ответственность за безопасность мореплавания и предотвращение загрязнения в районах, находящихся под их юрисдикцией,

БУДУЧИ ИНФОРМИРОВАНА о том, что службы движения судов существуют в ряде районов и внесли ценный вклад в обеспечение безопасности на море, улучшили эффективность потока движения и уменьшили риск загрязнения,

БУДУЧИ ТАКЖЕ ИНФОРМИРОВАНА о том, что ряд правительств и международных организаций высказали просьбу о создании руководства для служб движения судов,

ПРИЗНАВАЯ, что уровень безопасности и эффективность движения морских судов в зоне действия службы движения судов зависит от тесной взаимосвязи между теми, кто эксплуатирует службы движения судов и участвующими судами,

ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ, что использование различного порядка работы служб движения судов может вызвать затруднения для капитанов судов, следующих из одной зоны действия службы движения в другую,

ПРИЗНАВАЯ ДАЛЕЕ, что безопасность и эффективность морского судоходства должны быть повышены, если службы движения судов организованы и эксплуатируются в соответствии с руководством, принятым на международном уровне,

РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его пятьдесят первой сессии,

1. ПРИНИМАЕТ Руководство для служб движения судов, изложенное в приложении к настоящей резолюции;

2. НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ все правительства-члены обеспечить, чтобы деятельность служб движения судов в пределах их территориальных морей соответствовала национальному законодательству и не препятствовала осуществлению права мирного прохода через такие воды, а также обеспечить, чтобы суда за пределами территориальных морей могли пользоваться предлагаемыми услугами на добровольных началах;

3. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам-членам призывать капитанов судов, плавающих в зоне, где предусмотрена служба движения судов, использовать такую службу.
 

 

Приложение

Руководство для служб движения судов

Преамбула

1 Настоящее Руководство описывает порядок работы и организацию служб движения судов (СДС). Руководство не затрагивает обязанностей или ответственности, которые должны учитываться властями, учреждающими СДС, и не создает новых прав для введения законодательства, предусматривающего требования к судоходству.

2 Власти СДС призваны обеспечить, чтобы деятельность служб движения судов в пределах территориальных морей соответствовала национальному законодательству и не препятствовала осуществлению права мирного прохода через такие воды, а также обеспечить, чтобы суда за пределами территориальных морей могли пользоваться предлагаемыми услугами на добровольных началах.

3 Ни одно из положений настоящего Руководства не должно толковаться как затрагивающее обязанности или права судов, предусмотренные
в других международных документах.

4 Властям СДС или тем, кто организует СДС, рекомендуется соблюдать настоящее руководство, в соответствии с их потребностями, в интересах международной гармонизации и повышения безопасности на море.

5 Настоящее руководство описывает возможные функции СДС и содержит указания по созданию и эксплуатации СДС, если принимается решение о необходимости такой системы, независимо от того, является она простой или сверхсложной. Кроме того, руководство нацелено на международную гармонизацию и содержит порядок работы, используемый СДС, с учетом существующей практики. Руководство основано на соответствующих рекомендациях и резолюциях, принятых Организацией, в частности, учитывает резолюцию А.531(13) Ассамблеи, озаглавленную "Общие принципы систем судовых сообщений".

СОДЕРЖАНИЕ

Настоящее Руководство состоит из следующих глав и разделов:

ГЛАВА 1 - ЦЕЛИ И ПОРЯДОК РАБОТЫ

РАЗДЕЛ 1 СЛУЖБЫ ДВИЖЕНИЯ СУДОВ

РАЗДЕЛ 2 ВЛАСТИ СДС

РАЗДЕЛ 3 СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СДС

РАЗДЕЛ 4 ФУНКЦИИ СДС

РАЗДЕЛ 5 ПОРЯДОК РАБОТЫ

РАЗДЕЛ 6 ПЕРСОНАЛ

РАЗДЕЛ 7 ПУБЛИКАЦИЯ 0 СДС ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

ГЛАВА 2 - ОРГАНИЗАЦИЯ СДС
 
 

Глава 1

Цели и порядок работы

1 Службы движения судов

СДС - есть служба, руководимая компетентными властями, созданная для повышения безопасности и эффективности движения судов, а также для защиты окружающей среды. Она может обеспечивать как выдачу простых информационных сообщений, так и сложное управление движением судов в порту или на водном пути.

1.1 Основаниями для учреждения СДС могут являться:

- оказание помощи при плавании в соответствующих зонах;
- организация движения судов для повышения эффективности потока движения в зоне действия СДС;
- обработка данных, относящихся к обслуживаемым судам;
- оказание содействия в случае аварии;
- помощь смежным видам деятельности.

1.2 Наиболее приемлемым является использование СДС на подходных путях и каналах портов и в зонах, имеющих одну или несколько из приведенных ниже особенностей:
- высокую плотность движения;
- движение судов с вредными или опасными грузами;
- сложные навигационные условия;
- узкие каналы;
- уязвимость окружающей среды.

2 Власти СДС

2.1 "Власти СДС" - есть власти, эксплуатирующие СДС. Это может быть государственная морская администрация, отдельные портовые
власти, лоцманская служба или любая их комбинация.

2.1.1 Власти, учреждающие СДС, должны четко определить охватываемую ею зону, об'явить ее зоной СДС и довести до сведения мореплавателей все детали, относящиеся к зоне действия, включая границы зон, где участие судов является обязательным или рекомендуемым,
оказываемые виды услуг и порядок работы,которого следует придерживаться (см. раздел 5). Они также должны установить типы судов, для
которых использование СДС является обязательным или рекомендуемым, и указать центры СДС, ответственные за выполнение СДС своих задач.

2.1.2 Власти должны установить соответствующие требования к квалификации и подготовке операторов СДС в соответствии с разделом 6.

2.1.3 Власти СДС должны обеспечить, чтобы действия службы движения судов, установление путей движения судов, средства навигационного оборудования, лоцманская проводка и т.д. находились в полной взаимосвязи.

2.1.4 Власти СДС обычно должны ограничивать функции СДС вне портовых вод и на подходных каналах обеспечением информационных услуг и услуг, связанных с помощью в судовождении, целью которых является безопасность мореплавания или защита окружающей среды.

2.1.5 Должны быть приняты меры, направленные на то, чтобы действия СДС не ограничивали ответственность капитана за безопасное плавание его судна или не нарушали традиционных взаимоотношений между капитаном и лоцманом.

2.1.6 При организации или создании СДС власти должны учитывать факторы и критерии, изложенные в главе 2.

3 Составные части СДС

3.1 Общие принципы

СДС состоит из следующих составных частей:

подразделение СДС;

суда, использующие СДС;

связь.

3.2 Подразделение СДС

3.2.1 Подразделение СДС должно располагать средствами связи и, если это соответствует задачам, выполняемым СДС, должно иметь аппаратуру радиолокационного наблюдения и другое оборудование. Подразделение СДС должно располагать средствами, позволяющими использовать соответствующие частоты, предписанные приложением 18 "Регламента радиосвязи", включая международные частоты бедствия, безопасности и вызова.

3.2.2 "Центры СДС" - есть центры, из которых осуществляется управление работой СДС.

3.2.3 "Операторы СДС" - есть лица соответствующей квалификации, которые выполняют функции СДС (см. раздел 4).

3.3 Суда, использующие СДС

3.3.1 Суда, подпадающие под действие Конвенции СОЛАС 1974 года, пользующиеся услугами СДС, должны быть оборудованы навигационной и связной аппаратурой в соответствии с главами IV и V этой Конвенции с поправками.

3.3.2 Решения, касающиеся судовождения и маневрирования судна, остаются за капитаном. Ни график движения (см. пункт 5.3.1), ни требуемые или рекомендуемые изменения к графику движения не могут отменить решений капитана, касающиеся судовождения и маневрирования судна, если принятие таких решений требуется с его точки зрения в соответствии с обычной морской практикой или особыми обстоятельствами данного случая.

3.3.3 Если в зоне действия СДС осуществляется обязательная или не обязательная лоцманская проводка, она играет важную роль в деятельности такой СДС. Лоцман должен обеспечивать капитана:

помощью при маневрировании судна;

сведениями, касающимися как судовождения, так и национальных и местных правил применительно к данному району; и помощью при связи судно-берег, особенно при наличии языковых трудностей.

3.4 Связь

3.4.1 Между центром СДС и судном должна быть установлена связь согласно установленным правилам связи в соответствии с Регламентом радиосвязи. Связь обычно поддерживается с помощью УКВ радиолиний, которые могут быть дублированы или дополнены, например, сигналами, регулирующими движение. Количество соответствующих необходимых каналов должно быть минимальным и зависеть от об'ема радиообмена.

3.4.2 Используемый язык должен обеспечивать возможность четкого взаимопонимания между властями СДС и судном.

3.4.3 В отдельных зонах в качестве основного может использоваться рабочий язык страны, в которой установлена система, однако там, где существуют языковые трудности, должен использоваться английский язык, в частности, по просьбе капитана судна или оператора СДС. Для служб, учрежденных в районах плавания судов многих национальностей, в качестве рабочего может быть установлен английский язык.

3.4.4 По возможности следует использовать Стандартный морской навигационный словарь-разговорник ИМО.

4 Функции СДС

4.1 Общие положения

 

Функции СДС могут включать:

 

сбор данных;

 

оценку данных;

 

выдачу информации;

 

услуги по оказанию помощи в судовождении;

 

услуги по организации движения судов;

 

помощь смежным видам деятельности.

 

4.2 Сбор данных

 

Сбор данных может включать:

получение данных о состоянии на фарватере и движении судов с помощью соответствующей аппаратуры, например, гидрологических и метеорологических датчиков, радиолокатора, УКВ-радиопеленгатора и т.д.; несение слуховой вахты на установленных морских частотах безопасности и бедствия; прием сообщений с судов;

получение сообщений с судов о состоянии корпуса, механизмов, оборудования или укомплектованности экипажем, а также о перевозимых опасных и вредных грузах.

4.3 Оценка данных

Оценка данных может включать:

наблюдение за соответствием маневров судов международным, национальным и местным требованиям и правилам;

воссоздание общей ситуации движения судов и ее развитие;

наблюдение за состоянием фарватера (гидрологические и метеорологические данные, средства навигационного оборудования);

взаимоувязка поступающей информации и распределение соответствующих сообщений между обслуживаемыми судами или заинтересованными организациями;

сбор информации для статистических целей.

4.4 Выдача информации

Выдача информации - есть услуги, предоставляемые в виде широко вещательных радиопередач в определенное время, либо в любое время по усмотрению центра СДС или по запросу судна. Они могут включать:

широковещательные радиопередачи, информирующие о движении судов, состоянии видимости или намерениях судов с целью оказания помощи всем судам, включая маломерные, которые пользуются услугами СДС только путем несения слуховой вахты;

обмен информацией с судами по всем вопросам, касающимся безопасности (извещения мореплавателям, состояние средств навигационного оборудования, метеорологическая и гидрологическая информация и т.д.);

обмен информацией с судами относительно условий движения судов и конкретных ситуаций (состояние и тенденции встречного или попутного судопотока);

предупреждение судов о препятствиях плаванию таких как стесня ющие движение суда, скопление рыболовных судов, маломерных судов и других судов, выполняющих специальные работы, а также выдача информации о выборе пути движения.

 

 

4.5 Услуги по оказанию помощи в судовождении

 

Услуги по оказанию помощи в судовождении предоставляются по запросу судна или по усмотрению Центра СДС и могут включать помощь судам в сложной навигационной или метеорологической обстановке или в случае неисправностей или поломок.

 

4.6 Услуги по организации движения судов

 

Эти услуги связаны с перспективным планированием движения, для того чтобы предотвратить развитие опасных ситуаций и обеспечить безопасное и эффективное движение судов в зоне действия СДС. Эти услуги могут быть выполнены на основе графиков движения и включать:

 

установление и обеспечение действия системы выдачи разрешений на движение судов и оповещений о специфике движения и условиях плавания или установление порядка движения;

 

составление графика движения судов в особых районах, например, там где установлено одностороннее движение;

 

установление путей движения судов, которых следует придерживаться, и ограниченных скоростей движения, которые следует соблюдать;

 

определение мест якорных стоянок;

 

организацию движения судов путем выдачи рекомендаций или указаний, например, требование к судну оставаться в безопасном месте или следовать к нему, или принятие других соответствующих мер, всякий раз, когда это оправдывается по соображениям охраны человеческой жизни, защиты окружающей среды или имущества.

 

4.7 Помощь смежным видам деятельности

 

Помощь смежным видам деятельности может включать:

 

взаимоувязку поступающей информации и распределение соответствующих сообщений между судами, пользующимися услугами СДС, или заинтересованными организациями;

 

помощь смежным видам деятельности, таким как лоцманские службы, портовые службы, службы безопасности на море, борьбы с загрязнением, а также аварийно-спасательные службы

 

вызов аварийно-спасательных служб и просьбу о принятии ими мер, а также,если потребуется, участие в операциях, проводимых этими службами.

 

5 Порядок работы

 

5.1 Общие положения

 

5.1.1 Все власти СДС должны установить и соблюдать порядок работы, основанный на настоящем Руководстве, в пределах, определяемых ее функциями и в соответствии с необходимостью.

 

5.1.2 Каждое судно, пользующееся услугами СДС на добровольных или обязательных началах, должно, насколько это возможно, соблюдать порядок работы, установленный данной СДС.

 

5.1.3 Порядок передачи сообщений должен быть четким и простым, сообщения должны содержать только существенную информацию, для того чтобы избежать чрезмерной нагрузки капитанов, вахтенных помощников и лоцманов.

 

5.1.4 При необходимости обмена с одним судном подробной и обширной информацией, которая не относится к другим судам, оператор СДС может принять решение о связи с этим судном на другом канале УКВ радиосвязи.

 

5.1.5 Для того, чтобы избежать ненужного повторения информации судном, основная информация должна быть передана один раз, сохранена в системе, дополнена или обновлена в соответствии с требованиями и, при необходимости, должна быть доступной для береговых

служб.

 

5.1.6 Все суда, пользующиеся услугами СДС, должны, если властями СДС не разрешено иное, нести постоянную слуховую вахту на установленной СДС частоте. Такая слуховая вахта должна нестись в том месте, из которого осуществляется управление судном.

 

5.1.7 Характер сообщения

В любом сообщении, передаваемом СДС на судно, должно ясно указываться на то, чем оно является - информацией, рекомендацией или указанием.

 

5.1.8 Широковещательная информация, передаваемая СДС

Расписание регулярных широковещательных передач бюллетеней СДС должно быть опубликовано в соответствующих морских изданиях с учетом времени передач соседних центров СДС. Бюллетени должны быть составлены в стандартном формате и содержать только существенную информацию

(см. раздел 7). В особых случаях о широковещательных передачах бюллетеней должно быть предварительно об'явлено соответствующим образом. Информация может также быть запрошена судном.

 

5.2 Первоначальный контакт - опознавание

 

5.2.1 Обычно судно устанавливает контакт с центром СДС с помощью каналов УКВ-радиосвязи и это является первым непосредственным средством связи между судном и СДС. Такой первоначальный обмен данными позволяет судну представить, если необходимо, предварительные сведения (см. пункт 5.2.2). Он также позволяет судну запросить у оператора СДС некоторые специфические данные. В большинстве случаев судно, посредством диалога с оператором СДС позволяет

опознать себя. При таком опознавании можно воспользоваться помощью технических средств, например, берегового радиолокатора или УКВ-радиопеленгатора.

 

5.2.2 Прибытие судна в район порта обычно ожидается, поскольку агенту дается расчетное время прибытия (РВП) и запрашивается причал или якорная стоянка. В случае, когда суда перевозят опасные вещества, должен выполняться циркуляр ИМО МSC/Circular 299 (декабрь 1980 года) "Безопасная перевозка, обработка и хранение опасных грузов в портовых районах", который рекомендует давать Нотис со специфической информацией, а также применимые местные правила.

 

5.3 Сообщение в зоне СДС

Суда, пользующиеся услугами СДС, должны, если потребуется, передавать сообщения в определенных местах и в определенное время в соответствии с установленным форматом. Капитан должен, насколько это практически возможно, обеспечивать точность и своевременность сообщений. Суда, от которых не требуется передача сообщений, но которые желают пользоваться услугами, предоставляемыми СДС, должны соблюдать соответствующий порядок работы. В работе СДС, там где это необходимо, должны быть использованы типы и формат сообщений, описанные в Общих принципах систем судовых сообщений*. Не все типы сообщений, описанные ниже, имеют отношение к каждой СДС. Власти СДС должны обеспечивать, чтобы количество сообщений, передаваемых с судов, было ограничено минимумом, соответствующим задачам, решаемым СДС.

-------------------------------

·         Резолюция Ассамблеи А.531(13).

 

5.3.1 График движения

 

5.3.1.1 Обычно график движения включает в себя расчетное время прибытия в зону действия СДС или отхода от причала или с якорной стоянки в зоне действия СДС. Власти СДС должны точно определить какова должна быть дополнительная информация, необходимая для графика движения всех судов или судов специального назначения в соответствии с местными условиями. В исключительных обстоятельствах график движения по требованию центра СДС может быть расширен.

 

5.3.1.2 Центр СДС, с учетом ситуации движения судов или особых обстоятельств, может рекомендовать внести изменения в график движения.

 

5.3.1.3 После согласования графика движения между судном и центром СДС, судну разрешается пользоваться услугами СДС, и оно должно, насколько это практически возможно, придерживаться графика.

 

5.3.1.4 При особых обстоятельствах или в целях обеспечения безопасности судоходства, центр СДС может потребовать от судна следовать по измененному графику движения, указав при этом причину такого требования. Подобные изменения, насколько это практически возможно, должны быть ограничены и могут включать:

 

время прохода следующей контрольной или другой определенной точки;

 

дополнительные сообщения о местоположении;

 

новый пункт назначения;

 

остановка в определенном месте;

 

требование не входить в зону действия СДС;

 

требование находиться у причала; и требование следовать определенным путем движения судов.

 

5.3.1.5 При особых обстоятельствах или в целях безопасности судоходства,а также когда оператор СДС имеет определенные полномочия, судну может быть дано указание придерживаться особого графика движения или внести изменения в график движения в соответствии с пунктами 5.3.1.4 и 3.3.2.

 

5.3.1.6 Если судно не выполняет действия, указанные в пунктах 5.3.1.4 или 5.3.1.5, причины этого должны быть сообщены в центр СДС.

 

5.3.2 Другие сообщения

 

5.3.2.1 При отсутствии автоматического сопровождения после получения графика движения и опознавания судна для обновления данных о движении судна необходимы сообщения о его местоположении. От судов может потребоваться направление сообщений о местоположении в опре-

деленных местах.

 

5.3.2.2 Если судно не может придерживаться графика движения, оно должно направить в центр СДС сообщение об изменении, а откорректированный график движения должен быть согласован между судном и центром СДС.

 

5.3.2.3 При выходе из зоны действия СДС или по прибытию к причалу или месту якорной стоянки в зоне действия СДС, судно должно направить окончательное сообщение.

 

5.3.2.4 Любое другое сообщение, предписываемое властями СДС, должно передаваться в соответствии с принципами сообщений, принятых Организацией, например, "доклад о недостатках" - сообщение, которое должно быть сделано, чтобы проинформировать центр СДС о неисправностях, повреждении, поломках или других недостатках.

 

5.4 Помощь в судовождении

Если судно запрашивает помощь в судовождении, или если предоставление такой помощи покажется центру СДС необходимым, оператор СДС должен точно опознать судно и определить его местоположение с помощью надежных средств и получить другую, относящуюся к делу ин-формацию. После опознавания и определения местоположения судна, сообщения о помощи в судовождении должны посылаться через короткие интервалы времени. Если судну не требуется больше помощь в судовождении, в центр СДС должно быть направлено четкое извещение об этом. В открытых водах помощь в судовождении будет главным образом заключаться в описании окружающей судоходной обстановки, предупреждениях, связанных с риском столкновения и посадки на мель, и, если необходимо, рекомендациях в выборе курса. Если помощь в судовождении оказывается в стесненных водах, обычно выдаются также данные о местоположении судна (например, расстояние до "ограничительной линии" или до "контрольной точки").

 

5.5 Правила движения судов

 

В определенных районах существуют свои правила движения судов. Такие правила могут охватывать движение судов специального назначения, ограничения в канале, ситуации прохода или обгона судов. Там, где действуют такие правила,оператор СДС, если он имеет полномочия, при необходимости, может давать указания, обеспечивающие выполнение судами указанных правил движения.

 

6 Персонал

 

Власти СДС,должны обеспечить, чтобы операторы СДС имели специальную квалификацию и подготовку, соответствующую их задачам в рамках СДС, и отвечали требованиям в отношении знания языка, упомянутым в пункте 3.4, в частности, когда это касается операторов СДС, наделенных полномочиями давать указания о движении судов или оказывать помощь в судовождении.   

 

7 Публикация о СДС для пользователей

 

7.1 Власти СДС должны обеспечивать, чтобы действующие местные правила и инструкции о движении судов, перечни предоставляемых услуг и сведения об обслуживаемой зоне были надлежащим образом опубликованы и распространены.

 

7.2 Публикация должна быть удобной для использования мореплавателями и, по возможности, включать карты, показывающие зону и границы секторов, общую информацию о навигационной обстановке в зоне и порядок работы, радиочастоты или каналы связи, линии и контрольные точки для передачи сообщений. В зонах, где СДС действует за пределами территориальных морей, границы территориальных морей должны быть четко указаны на картах.
 
 

Глава 2

Организация СДС

 

1 Безопасность движения морских судов в зоне СДС достигается в ре- зультате согласованных действий между персоналом, находящемся на берегу и на судах в море. Поэтому, представляется важным, чтобы при планировании и организации СДС, среди прочих вопросов, принималось во внимание мнение мореплавателей о том, необходима ли эта служба и как она должна работать. Также должна учитываться степень необходимости СДС. Это будет способствовать эффективному внедрению СДС и обеспечит взаимодействие и доверие всех будущих участников при выполнении порядка работы.

 

2 При рассмотрении вопроса о вводе СДС, власти должны удостове- риться, что ее работа будет осуществляться в соответствии с международным и национальным правом.  

 

3 При организации СДС, ее власти должны руководствоваться приведенными ниже критериями:

 

.1 общий риск аварий морских судов и их возможные последствия, а также плотность движения судов в зоне;

 

.2 необходимость защиты людей и окружающей среды, особенно при перевозке опасных грузов;

 

.3 производственное и экономическое влияние на пользователей системы и судоходство в целом;

 

.4 наличием необходимой технологии и опыта;

 

.5 наличие, или планирование служб движения судов в прилегающих водах и необходимость взаимодействия между соседними государствами;

 

.6 существующие или предлагаемые схемы движения судов или системы путей движения в зоне, включая наличие рыбопромысловых районов и маломерных судов;

 

.7 существующие или предполагаемые изменения в схеме движения судов, возникающие в результате развития портов или удаленных от берега терминалов или разведки ресурсов морского дна в пределах зоны;

 

.8 наличие в зоне достаточного количества систем связи и навигационных средств;

 

.9 учет рекомендаций заинтересованных сторон и оценка предлагаемого порядка работы;

 

.10 метеорологические факторы, такие как погодные условия или  ледовая обстановка;

 

.11 гидрологические факторы, такие как приливо-отливные течения, уровни приливов и течения;

 

.12 узкие каналы, конфигурация порта, наличие мостов и других подобных зон, где движение судов может быть ограничено.

 

4 Зона СДС может быть разделена на секторы, количество которых должно быть возможно минимальным. Границы секторов должны быть указаны в соответствующих навигационных документах.

 

5 Границы зон и секторов не должны проходить через места, где суда обычно изменяют курс или маневрируют, или где они приближаются к районам схождения, точкам соединения путей или пересечения движения судов.

 

6 Центры СДС в зоне или секторе должны использовать позывной сигнал.

 

7 Контрольные точки, в которых делаются сообщения, должны быть точно определены, например, номером, сектором, названием и географическим положением или описанием. Их количество должно быть минимальным и они должны быть, по возможности, широко разнесены.