РЕЗОЛЮЦИЯ А.857(20)

Руководство по службам управления движением судов

принята 27 ноября 1997 года

 АССАМБЛЕЯ,

ССЫЛАЯСЬ на статью 15(j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, относящихся к безопасности на море и предотвращению загрязнения моря с судов,

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию A.158(ES.IV) -Рекомендация по услугам портов, на резолюцию А.851(20) — Общие принципы систем судовых сообщений и требований к судовым сообщениям, включая руководство по сообщениям при инцидентах с опасными грузами, вредными веществами и/или поллютантами, и на резолюцию MSC.43(64) — Руководство и критерии для систем судовых сообщений,

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ ответственность правительств за безопасность судоходства и защиту морской среды в районах, находящихся под их юрисдикцией,

ЗНАЯ о существовании служб управления движением судов в различных районах, что внесло значительный вклад в безопасность судоходства, улучшило эффективность судопотоков и защиту морской среды,

ЗНАЯ ТАКЖЕ, что многие правительства и международные организации нуждаются в руководстве по службам управления движением судов,

ПРИЗНАВАЯ, что уровень безопасности и эффективности движения морских судов в районе управления движением судов зависит от тесного сотрудничества между теми, кто эксплуатирует службы управления движением, и участвующими судами,

ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ, что использование различающихся процедур служб управления движением может вызвать затруднения у капитанов судов, переходящих из района, обслуживаемого одной службой, в район, обслуживаемый другой службой управления движением судов,

ПРИЗНАВАЯ ДАЛЕЕ, что безопасность и эффективность движения морских судов и защита морской среды улучшились бы с установлением и эксплуатацией служб управления движением судов в соответствии с принятым международным руководством,

РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную комитетом по безопасности на море на его 67 сессии,

1. ПРИНИМАЕТ Руководство по службам управления движением судов и Руководство по найму, квалификации и подготовке операторов СУДС, изложенные в Приложениях 1 и 2 к настоящей резолюции;

2. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам, которые разрабатывают, внедряют и эксплуатируют службы управления движением судов, принимать во внимание приложенное Руководство;

3. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам способствовать тому, чтобы капитаны судов, проходящих в районе, где имеются службы управления движением, пользовались такими службами;

4. ОТМЕНЯЕТ резолюцию А.578(14).
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РУКОВОДСТВО ПО СУДС

ПРЕАМБУЛА

1 Настоящее Руководство связано с правилом V/8-2 СОЛАС и определяет принципы и содержит общие эксплуатационные положения в отношении действий

Службы управления движением судов (СУДС) и

участвующих судов.

2 Договаривающиеся правительства должны принимать во внимание данное Руководство при планировании,

внедрении и эксплуатации служб управления движением

судов.

3 Настоящее Руководство должно использоваться совместно с Руководством и критериями для систем судовых сообщений — резолюция MSC.43(64) и Наставлением МАМС по СУДС.

1 Определения и пояснения

1.1 В связи со службами управления движением судов (СУДС) используются следующие термины:

.1 служба управления движением судов (СУДС)

СУДС является службой, учрежденной компетентной властью и предназначенной для повышения безопасности и эффективности движения судов и защиты среды. Служба должна обладать способностью взаимодействовать с судами в судопотоке и реагировать на ситуации, возникающие при движении судов в районе действия СУДС.

.2 Компетентная власть

Компетентной властью является власть, на которую правительство возложило ответственность, полностью или частично, за обеспечение безопасности, включая безопасность среды, и эффективность движения судов и защиты среды.

.3 Власть СУДС

Властью СУДС является власть, несущая ответственность за управление СУДС, ее функционирование и координацию действий, а также за взаимодействие с участвующими судами и за безопасность и эффективность работы СУДС.

.4 Район СУДС

Районом СУДС является четко ограниченная и формально объявленная зона, в которой действует СУДС. Район СУДС может быть разделен на подрайоны или секторы.

.5 Центр СУДС

Центром СУДС является центр, из которого СУДС управляется. Каждый подрайон СУДС может иметь свой подцентр.

.6 Оператор СУДС

Оператор СУДС — лицо, имеющее соответствующую квалификацию и выполняющее одну или более функций, составляющих деятельность СУДС.

.7 План перехода в СУДС

План перехода в СУДС — это обоюдно согласованный властью СУДС и капитаном судна план передвижения судна в районе СУДС.

.8 Отображение судоходной обстановки в СУДС

Отображение судоходной обстановки в СУДС — это картина расположения судов и их перемещений в районе СУДС.

.9 Службы СУДС

В состав СУДС должна, по меньшей мере, входить служба информации, а также такие службы, как службы оказания помощи в судовождении и служба организации движения, в том понимании, как это приводится ниже:

.1 служба информации — это служба СУДС. обеспечивающая передачу на суда важной информации с тем, чтобы они смогли своевременно принять необходимое решение в отношении дальнейшего плавания;

.2 служба оказания помощи в судовождении — это служба СУДС, помогающая судну принять необходимое решение в отношении дальнейшего плавания и контролировать результат этого решения; и

.3 служба организации движения - это служба СУДС для предотвращения развития опасных ситуаций и обеспечения безопасности и эффективного судоходства в районе СУДС.

проходящими через район СУДС. СУДС может также являться и комбинацией обоих типов. Вид и уровень обслуживания могут различаться в зависимости от типа СУДС; для портовых СУДС основными службами должны стать служба оказания помощи в судовождении и служба организации движения, в то время как прибрежной СУДС требуется обычно только служба информации.

2.1.3 Полезность учреждения СУДС заключается в возможности опознавания судов и контроля за ними, в возможности планирования передвижения судна, передачу ему навигационной информации и оказание ему помощи в судовождении. СУДС может также помочь в предотвращении загрязнения и в координации действий в случае загрязнения.

Эффективность СУДС зависит от надежности и непрерывности поддержания связи, а также от способности обеспечения нужной и однозначной информацией. Качество мероприятий по предотвращению аварий будет зависеть от способности СУДС в обнаружении возникновения опасной ситуации и способности СУДС выдать своевременное предупреждение об опасности.

2.1.4 Более детальное назначение каждой СУДС будет зависеть от особенностей обстановки в районе СУДС, а также от интенсивности и характера морского судоходства, как это показано далее в разделе 3.2 настоящего Руководства.

2.2 Обязательства и ответственность

2.2.1 Если два или более правительства имеют общий интерес в данном конкретном районе, то при учреждении СУДС они должны создать скоординированную службу управления движением на основе соглашения между ними. Если такая скоординированная СУДС учреждается, она должна действовать по единым процедурам.

2.2.2 При планировании и учреждении СУДС заинтересованное правительство или правительства или компетентная власть должны:

.1 обеспечить, чтобы для функционирования— СУДС существовала юридическая основа и— чтобы СУДС работала в соответствии с национальным и международным законодательством;

.2 указать основное назначение СУДС; .3 обеспечить правомочность власти СУДС;

.4 обеспечить указание границ района СУДС и оповещение об этом, а также о делении района на подрайоны или секторы, если они предусматриваются;

.5 установить службы СУДС и их задачи с учетом назначения СУДС;

.6 установить соответствующие стандарты для берегового и прочего оборудования;

.7 обеспечить власть СУДС оборудованием и средствами, необходимыми для эффективного выполнения СУДС своих задач;

.8 обеспечить, чтобы власть СУДС располагала штатом квалифицированных сотрудников, надлежаще подготовленных и способных выполнять требуемую работу с учетом вида и уровня выполняемых функций, а также с учетом положений Руководства ИМО по набору, квалификации и обучению операторов СУДС, приведенному в Приложении 2.

.9 определить требования в отношении квалификации и подготовки операторов СУДС с учетом служб, входящих в СУДС, и их задач;

.10 обеспечить условия для подготовки операторов СУДС;

.11 указать власти СУДС, что эксплуатация СУДС должна осуществляться в соответствии с соответствующими резолюциями ИМО;

.12 выработать политику в отношении нарушений правил работы в СУДС; эта политика должна соответствовать национальному законодательству. Здесь следует предусмотреть последствия выходов из строя техники и действия в чрезвычайной обстановке.

2.2.3 При эксплуатации СУДС власти СУДС должны:

.1 обеспечить выполнение задач СУДС;

.2 убедиться, что стандарты, установленные компетентной властью в отношении оборудования, квалификации операторов и задач служб, выполняются;

.3 обеспечить работу СУДС в соответствии с резолюциями ИМО;

.4 обеспечить, чтобы работа СУДС была организована с учетом правил судовых сообщений, установленных путей, средств СНО, особенности работы лоцманской службы и работы портовых организаций;

.5 рассматривать участие лоцмана как пользователя информации, так и ее источника;

.6 обеспечить непрерывное несение слуховой вахты на выделенных радиочастотах и обеспечить предоставление всех услуг в течение всех часов работы СУДС;

.7 установить процедуры для обычной работы СУДС, так и в отношении ее действий в аварийных ситуациях;

.8 осуществить своевременное извещение мореплавателей о всех требованиях и процедурах, которые необходимо соблюдать' при проходе района СУДС. Эта информация должна включать сведения о категориях обслуживаемых судов, о радиочастотах для связи, сведения об отдельных районах, о точках и времени передачи с судов сообщений, о формате и содержании этих сообщений, о власти СУДС, ответственной за предоставление услуги, а также любую другую информацию, рекомендации или инструкции, которые могут потребоваться судам, и сведения о виде и уровне предоставляемых услуг. Это извещение должно быть опубликовано в соответствующих морских изданиях и во “Всемирном справочнике по, СУДС”*.

* См. MSC/Cire.586 - МАМС/МАПГ/ИМПА “Всемирный справочник по СУДС”.

2.2.4 Элемент имущественной ответственности за аварийное происшествие, последовавшее за выполнением совета СУДС, является важным вопросом, который может быть разрешен только в каждом конкретном случае в соответствии с национальным законодательством. Поэтому, власть СУДС должна принимать во внимание юридические последствия того, что в результате возможного некомпетентного выполнения своих обязанностей операторами СУДС , возникнет происшествие на море.

2.2.5 Договаривающиеся правительства должны обеспечить, чтобы суда под их флагом выполняли требования СУДС. Те договаривающиеся правительства, которые получили информацию о предполагаемом нарушении требований СУДС судном под его флагом, должны предоставить детали любого соответствующего предпринятого действия правительству, сообщившему о нарушении.

2.3 Службы СУДС

Следует принимать во внимание нижеследующие указания, относящиеся к услугам, предоставляемым СУДС:

.2.3.1 Служба информации

Служба информации передает в установленные сроки и через установленные интервалы, или по требованию, или при необходимости, возникшей на самой

СУДС, информацию по радио, которая может включать в себя такие сообщения, как состояние судоходства, состояние моря и водных путей, состояние погоды, наличие опасностей, а также сведения о всех других факторах, могущих оказать влияние на проход судна.

2.3.2 Служба оказания помощи в судовождении

Служба оказания помощи в судовождении приобретает особую важность в трудных навигационных или метеорологических условиях или же в случаях аварийного состояния судна. Эта услуга обычно предоставляется по требованию судна или тогда, когда СУДС считает это необходимым.

2.3.3 Служба организации движения

.1 Организация движения заключается в оперативном управлении движением с предварительным планированием перемещения судна для предотвращения скопления судов, возникновения опасных ситуаций, что особенно важно в периоды высокой плотности судоходства или тогда, когда движение специальных транспортных средств может повлиять на судоходный поток. Данная служба может также включать установление и эксплуатацию системы разрешения движения судов, или планов перехода, или то и другое совместно в отношении приоритета движения, интервалов движения, обязательных извещениях о перемещении в пределах района СУДС, маршрутов движения, ограничений в скорости или в отношении других факторов, если власть СУДС признает это необходимым.

.2 Если СУДС уполномочена выдавать на суда инструкции, то эти инструкции должны быть нацелены только на достижение результата, предоставляя способы их исполнения (такие, как изменение курса или маневр машиной) капитану судна или лоцману. Следует предпринимать осторожность, чтобы действия СУДС не ущемляли ответственность капитана за безопасность плавания и не являлись вмешательством в традиционные взаимоотношения между капитаном и лоцманом.

.3 Район СУДС может быть разделен на секторы, но их должно быть как можно меньше. Границы района и секторов не должны проходить там, где суда обычно изменяют курс или маневрируют, или подходят к местам схождения маршрутов или соединения путей, или их пересечения. Центры СУДС в районе или в секторе должны иметь собственное название. Границы должны быть указаны в соответствующих морских изданиях и во “Всемирном справочнике по СУДС”*.

2.4 Связь и сообщения

2.4.1 Связь между властью СУДС и участвующим судном должна осуществляться в соответствии с положениями Руководства и критериев для систем судовых сообщений и должна быть ограничена информацией, существенной для действий СУДС**. По возможности должны использоваться Стандартные фразы ИМО для общения на море.

2.4.2 Из любого сообщения СУДС, направляемого на судно или суда, должно быть ясно: является ли оно информацией, рекомендацией, предупреждением или инструкцией.

* См. MSC/Circ.586 в отношении МАМС/МАПГ/ИМПА “Всемирный справочник по СУДС”.

** См. “Руководство и критерии для систем судовых сообщении”, 2.2. Связь, резолюция MSC 43(64).

2.5 Организация

2.5.1 Элементы СУДС

Для того чтобы выполнить свои функции организация СУДС требует наличия соответствующего штата, строений, технического оборудования и приборов, а также процедур, относящихся как к деятельности СУДС, так и к взаимоотношениям между элементами СУДС. Требования в каждой области определяются характером района СУДС, интенсивностью и особенностями судоходства и видом обслуживания судов. ^Следует предусматривать возможность установления дублирующих средств для поддержания желаемого уровня надежности работы СУДС.

2.5.2 Функции, выполняемые в соответствии с назначением СУДС

2.5.2.1 СУДС должна быть всегда в состоянии осуществлять беспрепятственное наблюдение в обслуживаемом районе судоходства всех влияющих на судоходство факторов. СУДС должна быть в состоянии четко представлять судоходную обстановку, что является основой для реагирования всей системы на изменение ситуации в районе действия. Отображение судоходной обстановки позволяет оператору СУДС оценивать ситуации и принимать соответствующие решения. Для отображения судоходной обстановки необходимо непрерывно осуществлять сбор данных, в том числе:

.1 данные об обстановке на фарватере, такие как метеорологические и гидрологические условия и оперативный статус средств навигационного ограждения;

.2 данные о состоянии судоходства, такие как позиции судов, передвижения их, опознание судов и их намерений в отношении маневрирования, использования определенных путей и пунктов назначения;

.3 данные о судах в соответствии с требованиями к сообщениям с судов и, если необходимо, дополнительные данные, требующиеся для эффективной работы СУДС*.

* См- “Руководство и критерии для систем судовых сообщений”, резолюция MSC 43(64).

2.5.2.2 Сообщения с судов при использовании связи между судами и центром СУДС должны быть также использованы как важный источник необходимых данных.

2.5.2.3 Для того чтобы реагировать на развивающуюся в районе СУДС судоходную обстановку и решать о необходимых действиях, собранные данные должны быть = обработаны и оценены. Результаты оценки должны быть переданы на участвующие суда. Следует делать различие между навигационной информацией, полученной от различных датчиков и средств отображения обстановки, и навигационными рекомендациями, которые включают также и профессиональное мнение.

2.5.3 Эксплуатационные процедуры

В отношении эксплуатационных процедур следует различать процедуры внутреннего порядка от внешних процедур. Внутренние процедуры относятся к использованию оборудования и приборов, а также к взаимодействию между персоналом и внутренним путям прохождения и распределения данных. Внешние процедуры управляют взаимодействием служб СУДС с пользователями. Дальнейшее различие следует делать в отношении процедур ежедневной рутинной работы и процедур, относящихся к неординарным ситуациям, как, например, планирование поиска и спасания или деятельности по защите среды. Все эксплуатационные процедуры, для рутинной работы или для чрезвычайных обстоятельств, должны быть занесены в рабочие инструкции и наставления, а также должны стать составной частью регулярных учений. Строгое соблюдение процедур должно контролироваться.

2.5.4 База данных

Власть СУДС должна иметь, если это необходимо для работы, базу данных с емкостью, достаточной для хранения собранной информации, ее дополнения и извлечения. Любые данные, заложенные в систему для использования их в будущем, должны использоваться только на основе допуска.

2.6 Участвующие суда

2.6.1 Суда, плавающие в районе действия СУДС, должны пользоваться ее услугами. В зависимости от действующих в отношении данной СУДС правил пользования услугами СУДС может быть либо обязательным, либо добровольным. Судам должно разрешаться использовать СУДС, если участие в ней не является обязательным.

2.6.2 Решения, относящиеся непосредственно к судовождению и маневрированию судна, остаются за капитаном. Ни разработанный СУДС план перехода, ни требуемые или согласованные изменения плана перехода не могут ущемлять решения капитана в отношении судовождения или маневрирования судна.

2.6.3 Связь с СУДС и другими судами должна поддерживаться на предписанных частотах в соответствии с процедурами, установленными Международным союзом электросвязи (МСЭ) и главой 1V СОЛАС в особенности если связь относится к предполагаемому маневрированию. В процедурах СУДС должно быть оговорено, какие виды передач требуются и на каких частотах должно нестись наблюдение. Перед тем, как войти в район действия СУДС, суда должны выдать требуемые сообщения, включая сообщения о неисправностях. При проходе через район СУДС суда должны в соответствии с правилами и регламентом нести непрерывную слуховую вахту на предписанной частоте и сообщать об отклонениях от согласованного плана перехода, если такой план был выработан во взаимодействии с властью СУДС.

2.6.4 Капитаны судов должны сообщать в центр СУДС о замеченных опасностях для плавания или о загрязнении среды.

2.6.5 В случае полного выхода из строя связного оборудования капитан должен информировать центр СУДС и окрестные суда любыми доступными средствами связи о неспособности судна поддерживать связь на предписанной частоте. Если технические неисправности не позволяют судну участвовать или продолжать участвовать во взаимодействии с СУДС, капитан должен занести этот факт в судовой журнал, как причину своего неучастия во взаимодействии с СУДС.

2.6.6 Суда должны иметь на борту полный и детальный перечень правил и положений, относящихся к опознаванию, к подаче сообщений и к поведению в районе действия СУДС, куда они намереваются войти.

3 Руководство по проектированию и задействованию судс

3.1 Ответственность за проектирование и задействование СУДС

За проектирование и задействование СУДС, а также за изменения характера такой службы, несут ответственность либо Договаривающееся правительство или правительства, либо компетентная власть.

3.2 Руководство по проектированию СУДС

3.2.1 Необходимость внедрения в данном районе управления судоходством должна определяться на основе тщательных исследований и анализа аварийности, оценки риска и консультаций с местными пользователями. Если риск существует и указывает на то, что управление движением и взаимодействие власти с участвующими судами будет существенным для его снижения, должен быть рассмотрен вопрос о задействовании СУДС как —важного инструмента управления движением.

3.2.2 Установление СУДС в особенности целесообразно в районах:

.1 с высокой плотностью судоходства;

.2 где осуществляется перевозка опасных грузов;

.3 со сложными и противоречивыми требованиями к плаванию;

.4 с трудными гидрографическими, гидрологическими и метеорологическими условиями;

.5 с наличием меняющих положение отмелей и другими местными опасностями;

.6 требующих особых мер по защите среды;

.7 где судоходство подвергается воздействию со стороны других видов активности на море;

.8 которые характеризуются высоким уровнем

аварийности;

.9 которые являются смежными с районами, где уже действует или проектируется СУДС, что потребует должного сотрудничества между соседними государствами;

.10с наличием узких каналов, сложной конфигурацией портов, с наличием мостов и других мест, где перемещение судов может быть ограничено;

.11 где происходят или предвидятся изменения в характере судоходства в результате развития порта или прибрежных сооружений или разведка, или эксплуатация прибрежных зон.

В дальнейшем, в процессе решения об установлении СУДС, Договаривающиеся правительства или компетентные власти должны также учитывать ответственность, как это установлено выше в разделе 2.2 настоящего Руководства и критериев, а также учитывать особенности технологии и заключение экспертизы.

3.3 Дополнительное руководство по СУДС

3.3.1 Власть СУДС при планировании установления СУДС должна использовать соответствующие наставления, разработанные и опубликованные международными организациями или ассоциациями.

3.3.2 Кроме того, в отношении дальнейших 3 подробностей следует учитывать следующие материалы:

.1 Руководство и критерии для систем судовых ообщений (резолюция MSC.43(64)),

.2 Общие принципы систем судовых сообщений и

требований к судовым сообщениям, включая руководство по сообщениям при инцидентах с опасными грузами, вредными веществами и/или поллютантами (резолюция А.851(20)),

.3 Наставление МАМС по СУДС,

.4 МАМС/МАПГ/ИМПА "Всемирный справочник " по СУДС” '

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Руководство по найму, квалификации и подготовке операторов служб

Управления движением судов

 

ПРЕАМБУЛА

1 Данное Руководство развивает раздел 2.2.2.8 Приложения 1, который требует, чтобы власть СУДС была обеспечена достаточным персоналом соответствующей квалификации, подходящим образом подготовленным и способным выполнять требуемые задачи, принимая во внимание тип и уровень предоставляемых услуг в соответствии с данным Руководством по найму, квалификации и подготовке операторов СУДС.

2 В настоящем Руководстве описываются навыки и требования к знаниям, необходимые операторам СУДС для обеспечения СУДС. Оно предназначено для применения как в планируемых, так и в существующих СУДС. Руководство подсказывает, каким образом власти СУДС могут нанимать, отбирать и готовить персонал для выполнения им своих функций в соответствии с требуемыми стандартами.

3 Это Руководство не возлагает никаких полномочий на операторов СУДС и не должно истолковываться как предопределяющее обязанности или права судов, установленные в других международных документах.

1 ВВЕДЕНИЕ

1.1 История вопроса

1.1.1 В последние годы имела место быстрая экспансия СУДС. Эта экспансия привела к значительному увеличению числа операторов СУДС в мире. Услуги, предлагаемые СУДС, значительно варьируются: от простых метеорологических и гидрологических радиосообщений и до сложнейших центров, когда имеются такие полномочия, — инструкции, касающиеся мореплавания.

1.1.2 Исследование существующих СУДС выявляет большое разнообразие требований к вступлению в должность оператора СУДС: от персонала без морской подготовки до лиц, имеющих диплом капитана и/или лоцмана. Такое же большое разнообразие существует в типах и объеме подготовки, предусмотренных для операторов СУДС.

1.1.3 Различные уровни знаний и опыта, требуемые для операторов СУДС, и стандарты подготовки, необходимые для достижения этих уровней, никогда не были полностью определены в мировом плане. В настоящее время нет международной признанной квалификации для операторов СУДС и подход к найму и подготовке в разных странах существенно различается.

1.1.4 Принимая во внимание роль СУДС в обеспечении безопасности и эффективности услуг судоходству и защите окружающей среды, необходимости избежания непонимания среди пользователей, переходящих от одной СУДС к другой, и важность профессионализма операторов СУДС при определении степени доверия системе, важно, чтобы персонал СУДС был должным образом квалифицирован и подготовлен для выполнения своих функций и чтобы стандарты этой квалификации и подготовки были в значительной мере. согласованы на международном уровне.

1.2 Определения

Для целей данного Приложения следующие термины определены, ниже; однако, все другие термины, используемые в данном Приложении, определены в

Приложении 1Руководство по СУДС и имеют значение, определенное в Приложении 1.

.1 Курсы повышения квалификации - обучение, проводимое обычно на управленческом уровне и предназначенное для углубления и использования знаний и опыта в самой полной мере;

(продвинутая подготовка);

.2 Начальная подготовка - подготовка, требуемая

для выполнения должностных обязанностей. Этот тип подготовки требует высокого уровня

проверки и контроля;

3 Теоретическая подготовка —. подготовка, проводимая в классе, которая может обеспечить получение знаний и навыков, необходимых для достижения уровня профессионализма, требуемого для полного выполнения должностных обязанностей;

.4 Знание — означает информацию об определенных фактах, теориях, системах, процедурах и других вопросах, касающихся обязанностей и ответственности должности;

.5 Обучение на рабочем месте — обучение в рабочей среде, рассматриваемое официальным и подконтрольным в отношении потерянного времени; оно управляется инструктором или компьютером, имеет познавательные цели, подлежащие достижению, и ступени для измерения прогресса в обучении. Оно структурировано, на подготовку выделяются и расходуются специальные средства; обучающийся освобождается от своих обычных должностных обязанностей;

.6 Компетенция оператора — наличие квалификации, необходимой для эффективного и производительного выполнения функций или подфункций, предписанных конкретной должности оператора СУДС;

.7 Личная пригодность — личные способности и особенности характера, влияющие на применение знаний и навыков при выполнении должностных обязанностей;

.8 Квалификация — образование, знания, навыки, опыт или любые другие атрибуты, необходимые или желаемые для выполнения должностных обязанностей;

.9 Наем и отбор — процесс обеспечения штатом, в котором будущие кандидаты на должность определяются или рассматриваются на основе определенных критериев, например, таких как знание и опыт или по любым другим параметрам, необходимым или желательным, принимая во внимание характер выполняемых обязанностей. Кандидаты отбираются по результатам экзаменов, тестов, бесед и индивидуального подхода к оценке способностей и возможностей;

.10 Подготовка для возобновления знаний — подготовка, проводимая для поддержания определенного уровня выполнения профессиональных обязанностей, навыков или знаний, тех, которые используются редко, и последствия от невыполнения которых значительны; (курсы обновления знаний);

.11 Подготовка на тренажере — подготовка, проводимая в соответствующих условиях для тренировки навыков и должностных обязанностей;

.12 Навык — соответствующая способность или предписанный уровень профессиональных достижений, являющиеся основой для выполнения обязанностей и ответственности занимаемой должности;

.13 Стандарты — критерии, особенности, методы или процессы, которые признаны моделями для подражания или приняты за таковые для сравнения или измерения видов деятельности;

.14 Подфункции — это особые процессы и процедуры, являющиеся компонентами или составными частями отдельной функции;

.15 Подготовка — процесс, объединяющий объяснения и практику, обеспечивающий овладение учащимися навыками, знанием и опытом, необходимыми для квалифицированного и производительного выполнения ими настоящей/будущей работы;

-16 Повышение квалификации — подготовка для улучшения существующих навыков; (курсы повышения квалификации);

.17 Категория СУДС — средство идентификации Типа и уровня предоставляемых услуг, основанное на географических или организационных принципах. Например, СУДС, действующая в порту и на его подходах, может характеризоваться как портовая СУДС. СУДС, требующая участия в ней через законодательство, может рассматриваться как обязательная СУДС, в отличие от добровольной СУДС;

-18 Функции СУДС— могут быть “внутренними” и “внешними”. Внутренние функции — это подготовительная работа, которая должна проводиться для обеспечения возможности деятельности СУДС. Они включают в себя сбор данных, оценку данных и принятие решений. Внешние функции — это работа, осуществляемая с целью воздействия на характеристику судопотока. Они относятся к первичным функциям управления судопотоком, таким как разработка правил, назначение интервала между судами, обычный контроль за судами и маневрированием с целью предупреждения столкновений судов а также других функций управления, таких как принуждение, ликвидация последствий и вспомогательная деятельность. Объяснение этих функций управления движением судов и их взаимосвязь с функциями СУДС представлено в пункте 6.4;

.19 Оператор СУДС — лицо, имеющее соответствующую квалификацию, выполняющее функции СУДС. Однако для специфичных целей настоящего Руководства “оператор СУДС” означает далее лицо, которое обеспечивает суда, если оно должным образом уполномочено,

инструкциями и информацией и решает, какое действие следует предпринять в ответ на полученные данные. Это лицо может непосредственно отвечать за связь в пределах определенного географического района, в рамках района СУДС, или может передавать такую информацию и решения через посредника; и

.20 Местоположение оператора СУДС — место, откуда оператор выполняет функции управления движением судов, как определено в целях настоящего Руководства.

2 ЦЕЛИ И ВЛАСТЬ

2.1 Цели

2.1.1 Целями данного Руководства являются:

.1 обеспечить власти логически последовательным пособием, которым можно пользоваться при отборе и найме операторов СУДС а также при определении квалификации и стандартов подготовки, которые обеспечат наличие необходимых знаний и навыков для выполнения операторами СУДС своих функциональных обязанностей по соответствующим стандартам; и

.2 установить стандарты и требования к знаниям и навыкам, которым должны соответствовать операторы СУДС в отношении к определенным функциям.

2.2 Компетентная власть

2.2.1 При условии соблюдения своих национальных и местных требований и ограничений, власти должны устанавливать требования к подготовке операторов СУДС Властям также "необходимо установить специфические стандарты по знанию, навыкам и личной пригодности;

которым должны удовлетворить операторы СУДС. В настоящем Руководстве ничто не умаляет вышеуказанных полномочий властей и не возлагает на них никаких обязательств.

2.2.2 Данное Руководство не должно истолковываться как возлагающее какие-либо дополнительные полномочия на власти в отношении деятельности СУДС за пределами территориальных вод.

3 СТРУКТУРА

3.1 Объяснение структуры

3.1.1 Данное Руководство обеспечивает структуру, в рамках которой власти могут выполнять свои обязательства, возложенные Приложением 1, по обеспечению операторов СУДС компетенцией для выполнения ими предписанных функций независимо от существующего уровня квалификации штатных сотрудников. Эта структура представлена на рисунке 1.

3.1.2 Структура намечает шаги, которые следует предпринять властям СУДС для обеспечения компетентности своих операторов при выполнении предписанных задач. Эти шаги рассматриваются в двух этапах:

Этап 1: Первоначальные действия, которые следует предпринять властям для обеспечения возможности принятия решения в отношении компетенции оператора (пререквизиты к системе).

Этап 2: Шаги, которые следует предпринять властям для того, чтобы операторы имели или достигли бы, а затем поддерживали уровень компетенции, требуемый для выполнения ими предписанных функций (параметры системы).

3.1.3 Для осуществления вышеуказанных шагов власти СУДС должны быть готовы к проявлению определенных способностей, которые обычно имеются у властей. В частности, для успешной разработки и внедрения программы, обеспечивающей соответствие компетенции оператора СУДС эксплуатационным нуждам, требуется вклад опыта работы СУДС а также наличие возможностей обучения в свете всех ресурсов и экспертизы. Особые сферы, где требуется подобная экспертиза, представлены на рисунке 1.

4 ПРЕРЕКВИЗИТЫ К СИСТЕМЕ

4.1 Для того чтобы иметь возможность идентифицировать, разработать и внедрить систему для обучения и присвоения квалификации оператора СУДС, власти должны сначала выполнить определенные подготовительные действия. Выполнение этих действий необходимо для того, чтобы обеспечить соответствие компетенции оператора СУДС функциям, за которые он/она несет ответственность. Такими функциями являются:

.1 Введение СУДС - принятие решения о введении СУДС или уже принятое решение об этом.

.2 Определение функций СУДС — определить и описать подробно функции, соответствующие данной СУДС. Эти подробно представленные функции разработаны из общих функций СУДС, описание которых приводится в разделах 2.3 и 2.5 Приложения 1.

.3 Организация функций центра СУДС рганизовать функции согласно способу их выполнения в соответствии с организацией внутренней работы СУДС.

.4 Установление местоположений оператора СУДС — установить, если еще не установлены, местоположения оператора в пределах СУДС и определить, какие функции будут осуществляться с тех или иных мест, подготовить также обеспечение персоналом этих местоположений, на который возлагается ответственность за выполнение идентифицированных функций.

4.2 Планы по найму и отбору операторов СУДС могут быть разработаны после осуществления этих шагов.

5 ПАРАМЕТРЫ СИСТЕМЫ

5.1 Общие положения

5.1.1 Точка зрения властей на желательную квалификацию при укомплектовании СУДС может изменяться от концепций низкой квалификации при поступлении на работу, требующей высокой степени последующего обучения, до высокой квалификации при поступлении на работу, требующий меньшего обучения. Ясно, что если высокая квалификация при поступлении на работу сочетается с соответствующим местным опытом, тогда требования к обучению будут минимальными.

5.1.2 В идеальном случае, власти СУДС должны иметь возможность оговорить, какой опыт и запас знаний должен иметь оператор СУДС. По обстоятельствам, часто это бывает вне контроля властей СУДС. Власти должны, тем не менее, быть способны оговорить уровень умений и навыков, которого должен достичь принимаемый на работу на основе его первоначального опыта (например, капитан торгового судна или диспетчер воздушного контроля высокого ранга).

5.1.3 Власти СУДС должны, поэтому, установить методы оценки навыков и знаний принимаемых на работу лиц и работающих операторов СУДС относительно требований, вытекающих из задач и функций выполняемой работы.

5.1.4 В зависимости от уровня навыков я знаний, приобретенных ранее, а также задач или функций, которые должны будут выполняться, власти могут дополнить существующую квалификацию путем соответствующей подготовки для улучшения уровня навыков и знаний в соответствии с задачами.

5,.2 . Наем и отбор

5.2.1 Власти должны установить стандарты приема на работу для новых операторов СУДС, такие как первоначальные навыки, знания и личные характеристики пригодности, соответствующие задачам или функциям, которые им придется выполнять. Эти навыки и знания могут быть частично оценены по существующим квалификациям (например, по диплому капитана или лоцмана).

5.2.2 Власти СУДС могут пожелать рассмотреть введение дополнительных защитных мер, чтобы убедиться в том, что поступающие на работу имеют необходимые нормы поведения, личностные характеристики и дополнительные навыки, необходимые для выполнения обязанностей, которые им будут вменены. Эти меры включают, но не ограничиваются оценкой способности удовлетворять медицинским стандартам на соответствие условиям работы определенного положения СУДС; оценкой способностей решать пространственные задачи и других профессиональных способностей; способности работать в напряжении; способностей к языкам, необходимым для выполнения обязанностей в конкретной СУДС.

5.3 Квалификация

5.3.1 Власти должны быть способны определить, какой компетенцией должен обладать оператор СУДС для

выполнения предписанных функций для того, чтобы установить сочетание первоначальной квалификации и необходимую последующую подготовку для обеспечения компентентности операторов СУДС.

5.3.2 Для обеспечения такого подхода, власти должны тщательно проанализировать задачи, которые потребуется решать оператору для выполнения специфических функций СУДС, знания и навыков, которыми он/она должны обладать для успешного их применения.

5.3.3 Однажды проанализировав задачи, власти должны уточнить типы навыков и знаний, которыми должны обладать операторы для выполнения своих функций. Эти составляющие знаний и навыков должны непосредственно относиться к функциям, которые должны будут выполняться, они должны быть уточнены таким образом, чтобы власти смогли определить:

. 1 обладают ли ими операторы СУДС на основе первоначальной квалификации и опыта; или

.2 потребуется дополнительная подготовка для обеспечения таковых.

5.3.4 Однажды определив необходимые типы навыков и знания, власти должны определить, до какого уровня должны быть доведены типы навыков и знаний оператора СУДС. Власти, следовательно, несут ответственность за установление эксплуатационных требований к знаниям и навыкам, которые должны быть приобретены.

5.3.5 Поскольку все СУДС выполняют неодинаковые функции и поскольку некоторые операторы СУДС могут выполнять только ограниченное количество функций отдельной СУДС, от властей может потребоваться определение различных уровней навыков и знаний для операторов на основе задач, которые они решают на работе в рамках своих СУДС.

5.4 Подготовка

5.4.1 Там, где типы и/или уровни знаний и навыков, освоенных оператором СУДС на основе его или ее первоначального опыта и квалификации, не полностью отвечают требуемым для выполнения поставленных задач, власти должны обеспечить необходимое обучение в областях, где оператор испытывает трудности.

5.4.2 Власти должны установить сопутствующие стандарты обучения в тех областях, где они обучают операторов СУДС в соответствии с требованиями к профессионализму в их должности. Эти стандарты подготовки должны послужить основой любой программы подготовки, которая подлежит разработке и предъявлению операторам СУДС.

5.4.3 На основе стандартов подготовки власти должны затем быть готовы разработать и применить программу подготовки, которая, вместе с соответствующим существующим опытом, обеспечит оператора СУДС необходимыми знаниями и навыками для выполнения задач на уровне требуемых стандартов.

5.4.4 Имеется большое разнообразие мер проведения процесса подготовки. Оно включает в себя подготовку непосредственно властями или организациями, по контракту или совместно.

5.4.5 Власти могут также изъявить желание рассмотрев необходимость предоставления различных типов подготовки и различных уровней подготовки соответственно каждому типу, с целью обеспечения возможности приобретения и поддержания соответствующих знаний и навыков, необходимых для соответствия профессиональным требованиям, по следующей матрице:
 
 
 

ТИП ПОДГОТОВКИ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ

КЛАСС

ТРЕНАЖЕР

НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Х

Х

Х

ПРОДВИНУТАЯ ПОДГОТОВКА

Х

Х

Х

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Х

Х

Х

КУРСЫ ОБНОВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Х

Х

Х

Власти должны понимать преимущество модульного подхода к подготовке для более простого и дешевого типа подготовки.

5.4.6 Власти могут пожелать ввести экзамены для определения конечного результата: соответствуют ли требуемым стандартам опыт, квалификация и подготовке оператора.

5.4.7 Работа служащих, имеющих соответствующую квалификацию и должным образом подготовленных, должна контролироваться, чтобы она продолжала соответствовать установленным стандартам.

5.4.8 Власти должны осознавать, что для тою чтобы оператор СУДС эффективно выполнял свои функции, может потребоваться подготовка, не имеющая прямого отношения к СУДС (например, печатание на пишущей машинке, умение руководить), которая специально не охватывается в настоящем Руководстве.

5.5 Выдача свидетельств

Власти могут пожелать ввести формальную систему выдачи свидетельств как средства демонстрации пользователям СУДС, что существует механизм сравнения компентентности служащих с предъявляемыми требованиями к системе.

6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ, СВЯЗАННЫМ С ФУНКЦИЯМИ СУДС

6.1 Процесс, используемый для определения типов знаний и навыков а также уровней, требуемых от операторов СУДС для выполнения специфических функций СУДС, представлен ниже. Он может также использоваться властями для определения того, как можно установить разницу между уровнями знаний и навыков, требуемых от операторов СУДС при найме (первоначальная квалификация) и теми, что будут обеспечены после найма (подготовка). Кроме того, он может также использоваться для определения типа и степени подготовки, которые должны быть предоставлены операторам, уже работающим в СУДС и уже имеющим какую-то начальную квалификацию.

Примечание:

Властям следует иметь в виду, что этот процесс является лишь моделью. Власти, желающие использовать его, должны учесть, что он нуждается в адаптации к специфическим местным требованиям.

Кроме того, поскольку процесс не является математической моделью, власти должны также иметь в виду значение важности функции принятия решения человеком, которая не может быть измерена научными методами и поэтому не может быть полностью охвачена в этом процессе.

Поэтому, определяя типы и уровни знаний и навыков и уровни для функций СУДС, властям понадобится решить, какую степень свободы будут иметь операторы СУДС, принимая решения по своему усмотрению.

6.2 Общий процесс определения требований к знаниям и навыкам следующий:

.1 определить термины и функции, подлежащие рассмотрению. Функции или подфункции могут подразделяться на Н (высокие) и L (низкие) для указания на степень вовлеченности в СУДС,

.2 идентифицированные функции подразделяются на подфункции. Этот процесс деления будет продолжаться столько, сколько потребуется для определения требований к знаниям и/или навыкам, необходимым оператору СУДС для выполнения функции. Результатом такого деления будет перечень компонентов знаний и навыков, — все они представляют собой подробные действия, подлежащие выполнению, а сумма их представляет собой выполнение функции.

(Этот процесс проиллюстрирован на рис. 2 и применяется, как пример, на рис.3);

.3 на последнем уровне деления каждое действие-компонент должно быть достаточно детализировано, чтобы оно могло быть классифицировано как навык или знание, подлежащее выполнению; и

.4 пересмотреть и проверить, что деление завершено.

6.3 Подразделенные таким образом действия-компоненты, уровень знаний или навыков, требуемые для выполнения и усвоения, будут затем оценены. Будут использоваться на взвешенной основе следующие критерии:

.1 частота — как часто выполняется задача;

.2 процентное выражение времени, затраченного на выполнение задачи, по отношению к другим задачам;

.3 значение — важность отдельного навыка или знания при выполнении задачи:

должен знать — обязательное 270.

следует знать — важное

хорошо бы знать — факультативное;

.4 ответственность — последствие ошибки или упущения при выполнении функции; .5 стандарт исполнения — насколько хорошоьдолжен испытуемый справиться с задачей и трудностями при ее решении;

.6проверкаивмешательство—может ли испытуемый справиться с задачей без посторонней помощи;

.7 инструменты — оборудование и установленные процедуры при выполнении функции; и

.8 причины, показывающие важность выполнения задачи.

Навыки включают, но не обязательно ограничиваются cnocoбностью работать на аппаратуре связи и наблюдения, способностью работать с картой, способностью обеспечить помощь судоводителю, способностью работать с вспомогательным оборудованием, таким как телефоны, телексы, приборы для метеорологических и приливных наблюдений. Примерами знаний, которые могут потребоваться, могут служить знания местной географии, принципов навигации, применения актов, правил, соглашений и публикаций, процедур связи и наличие определенного словарного запаса , принципов организации судопотока.

6.4 В определении, приводимом в пункте 1.2.18, определен целый ряд функций по управлению движением судов. СУДС может играть важную роль в выполнении этих функций. Эти функции могут быть приняты за основу процесса, описанного в пункте 6.1, по определению типов и уровней навыков и знаний операторов СУДС, способствующих выполнению ункций управления движением судов. Цели функций управления движением судов и их взаимосвязь с услугами СУДС кратко изложены ниже:

.1 Внутренние функции СУДС:

— сбор данных; и

— оценка данных/принятие решений.

* См. Стандартный морской навигационный словарь-разговорник, который будет заменен Стандартными фразами ИМО для общения на море.

.2 Функции управления движением судов:

.2.1 Первичные функции:

назначение места. Это эффективное разделение судов по расстоянию и/или времени или определенных категорий судов путем опережающего планирования. Это стратегическая функция, которая может выполняться службой организации движения судов;

— обычный контроль за судами. Это предоставление службой УДС данных для процесса принятия судоводительских решений на судах. Эта функция относится к службе информации и/или к службе навигационной помощи;

— маневрирование с целью избежания столкновения судов. Эта функция осуществляется на судне и касается ситуации, когда существует опасность столкновения. СУДС может оказать помощь в подобной ситуации. Это тактическая функция, она относится к службе информации и/или к службе навигационной помощи.

.2.2 Функция принуждения.

Целью этой функции является способствование и отслеживание выполнения норм и правил и принятие мер, при необходимости, в пределах полномочий СУДС. Некоторые аспекты этой функции могут охватываться услугой по организации движения судов.

Функции в аварийной ситуации.

Эти функции, в первую очередь, нацелены на снижение последствий таких инцидентов, как поиск и спасение, спасение имущества и загрязнение. Эти функции могут выполняться СУДС как поддержка соответствующим видам деятельности.

Другие функции.

Эти функции касаются координации действий и связи между судами и третьими сторонами. Эти функции могут осуществляться СУДС как поддержка близким видам деятельности.